Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЩЕНКИ НА ПРОДАЖУ

КОНТАКТЫ

ПРОПАЛА СОБАКА! 

28.02.2017 в Москве (Южное Бутово) пропала собака, сука. Кличка-Яша. Собака имеет клеймо в паху HIM **38 (клеймо РКФ. Три буквы, четыре цифры). Прихрамывает на заднюю лапу
Координаты:
Тел. 8(910)444-84-19,
8(965)387-00-03
Почта: olga.mart67@gmail.com 



 Внимание !!! 

С 01.01.2016 изменен электронный адрес НКП "МАО" .

Новый e-mail  nkpmaremma@gmail.com 


 

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМОВ ЮЧНКП и ЧНКП

БЛАНКИ

 

Яндекс.Метрика

 

Возрастные особенности щенков 

Рост и развитие щенков, их характерные особенности в значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы правильно организовать выращивание и воспитание щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности. 

"Под ростом понимают процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящей за счет накопления в нем активных, главным образом белковых, веществ". Рост собаки сопровождается увеличением массы ее тела и изменением его пропорций. 

"Под развитием животного понимают процесс усложнения организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей. Иными словами, развитие - это качественные процессы, которые проходит каждый организм от оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению и сходного в основных чертах с родительским организмом". 

Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только от их возраста, но и от полученных от родителей наследственных задатков, а также и от их пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в пометах. Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и большую массу тела. В небольших пометах (два-пять щенков) щенка, как правило, бывают более крупные, чем в пометах больших (восемь-десять щенков и более). 

Издавна в практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак: 

внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью 58-66 дней; 

подсосный - от рождения до 30-45-дневного возраста; 

щенят - от 1-1,5 до 6 месяцев; 

молодняка - от 6 до 8-10 месяцев; 

молодых собак от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет. 

Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и развития щенков внесли ученые Института физиологии имени И.П.Павлова Академии наук СССР (Н.М.Вавилова, В.Г.Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания и подробно описали изменения, которые претерпевают организм щенков, их поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены важные практические научно обоснованные рекомендации по воспитанию и начальной дрессировке щенков. 

Первый период: с 1 по 18-21й день жизни щенка - период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации. 

Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15-18му дню жизни они уже видят и слышат, способны воспринимать и дифференцировать (различать) объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18-21му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. 

Второй период: с 18-21го по 30-35 день - период первичной условно-рефлекторной адаптации. 

Как и в первый период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное подкрепление (нажим рукой и др.). Однако скорость образования условных рефлексов еще невелика, требуется многократное повторение упражнений.Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками, приобретают жизненный опыт. 

Третий период: с 5-6 до 8-12 недель - период экзальтированный. Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. 

Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы. В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Если в втором периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают. В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. 

Поэтому начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять команды "Место", "Ко мне", "Гуляй". В то же время в третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для приучения щенков выполнять такие команды, как "Сидеть", "Лежать", "Фу" можно лишь с конца третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции. 

Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка не может наступить запредельное торможение, которое в свою очередь может вызвать болезнь животного. 

В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта щенка. 

Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев - период формирования типологических особенностей нервной системы. 

Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки 1,5-3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на друга, то начиная с 3-4 месяцев их поведение заметно различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних людей и другие комплексные раздражители пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает. 

Таким образом, с 3-4 месячного возраста заметно снижается интенсивность исследовательской деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение. Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например на внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся соответствующими анализаторами (органами чувств). 

При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же, достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные. В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется. 

Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а именно проявление пассивно-оборонительной реакции, требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения, своевременного принятия мер по успокоению животных. Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы. 

Источник: В.H.Зубко. Воспитание щенка

Бонни Миллер, доктор ветеринарии 
JustFrenchies Vol.4 #1 Зима 2006 

 

В опубликованной ниже статье приводится один из вариантов периодизации постнатального (то есть начинающегося от момента рождения) развития щенка. Необходимо оговориться, что существует несколько подходов к этой проблеме и несколько вариантов периодизации. Кроме того, пользуясь шкалой, предлагаемой в статье, следует помнить, что сроки, в которые проходят те или иные стадии развития щенка, сильно изменяются в зависимости от породы собаки. То есть, у разных пород те или иные чувствительные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Некоторые рекомендации, приведенные автором, могут показаться чересчур экзотическими, к некоторым следует относиться с известной осторожностью. Тем не менее, вариант периодизации постнатального развития поведения щенка, предлагаемый в публикуемой ниже статье, можно "принять за основу", поскольку в нем нет принципиальных отличий от вариантов, опубликованных в специальной литературе.?

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА


Чтобы владельцу легче было разобраться в особенностях поведения своего питомца, правильно воспитать его и обеспечить ему благополучную жизнь, ему необходимо понять, через какие стадии проходит щенок в своем индивидуальном развитии.
Если вы хотите, чтобы ваш щенок стал общительным и дружелюбным, ему нужно уделять очень много внимания в первые месяцы жизни. Правильным воспитанием вы можете способствовать формированию желательного характера, оказывая то или иное воздействие на щенка в период, когда он особенно восприимчив для влияния. Щенок должен иметь возможность знакомиться с окружающей средой и иметь возможность общения с себе подобными.
Состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков.
Давайте рассмотрим различные стадии развития щенка, выясним, на что следует обращать особое внимание на каждой из них, чтобы воспитать собаку наилучшим образом.
Пренатальный период
Окружающая среда оказывает влияние на щенка еще до его рождения. Исследования на крысах показали, что если постоянно поддерживать у беременной самки состояние страха, то ее потомки часто бывают пугливыми, их способность к обучению и плодовитость снижаются. Отмечено также, что материнский стресс на поздних стадиях беременности может вызвать изменения в секреции гормонов у плодов-самцов, что впоследствии влияет на особенности их поведения. Вполне вероятно, что состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стрессирования беременных самок следует избегать, особенно в последней трети беременности.
Если же собака в ожидании потомства находится в доброжелательной дружеской обстановке, располагающей к приятному общению, то ее щенкам обеспечено нормальное эмоциональное развитие. Когда вы берете щенка у заводчика, обязательно поинтересуйтесь, в каких условиях жила его мать в период беременности.
В ранние периоды развития щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает. Именно в это время минимальный опыт отзывается последующим максимальным эффектом.
Периоды постнатального развития
Развитие индивидуального поведения у собак хорошо изучено, в нем можно четко выделить пять периодов: неонатальный, переходный, социализации и ювенильный, а затем взрослое состояние.
В ранние периоды развития щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает. Именно в это время минимальный опыт отзывается последующим максимальным эффектом. Наибольшей восприимчивостью щенки обладают в так называемые чувствительные периоды (или импринтинговые окна): неонатальный период (первые две недели жизни), переходный период (третья и четвертая недели жизни) и в период социализации (с четвертой по двенадцатую недели). Начало и завершение каждого периода не строго определено, а меняется в зависимости от индивидуальных особенностей животного.
Неонатальный период
В первые две недели после рождения щенка наблюдаемые визуально функции нервной системы проявляются мало. Способность щенка реагировать на окружающую обстановку в этом возрасте очень незначительна, большую часть времени он спит. Поведение новорожденного щенка ограничивается общением с матерью: он отыскивает соски матери, неуклюже толкая ее передними лапами. Он различает запахи, ощуает боль и прикосновение, но еще не видит и не слышит. Рефлексы и моторные функции относительно замедлены.
Поскольку щенок неонатального периода развития еще не видит и не слышит, поэтому от него пока скрыты многие проявления окружающей среды. Голосовые сигналы выражаются жалобными призывами к матери, от которой в этой время полностью зависит жизнь щенков. Они пока не могут контролировать температуру своего тела, самостоятельно освобождать мочевой пузырь и кишечник.
В этом возрасте щенков необходимо осторожно брать на руки. Это подготовит малышей к дальнейшему развитию. Ежедневное взвешивание щенков позволяет вести точное наблюдение за их ростом и развитием.
Переходный период
Примерно к концу второй недели жизни у щенков начинается переходный период развития нервной системы и поведения. Этот относительно быстрый период созревания органов чувств длится примерно две недели.
В это время щенки из состояния полной зависимости от матери постепенно переходят к относительной самостоятельности. В слабо выраженной форме уже обнаруживаются особенности будущего взрослого поведения. Глаза и ушные проходы открываются, становится заметно, что щенок реагирует на звуки. К 16-му дню щенок может различать, откуда исходит звук, он начинает следовать за движущимся объектом, хотя зрение у него еще очень слабое.
Развиваются рефлекторные и моторные способности, щенок начинает ходить. К концу переходного периода восприятие боли у щенка полностью сформировано. В это же время
у щенка постепенно проявляются многие особенности поведения и эмоционального состояния, характерные для взрослых собак.
Для развития щенка этого возраста очень полезно каждый день понемногу знакомить его со всеми проявлениями того, что его окружает. При этом щенку нужно дать возможность походить или поползать по разным покрытиям, побывать в местах с разной температурой. В поле зрения щенка должны находиться самые разные предметы, которые он может осмотреть, обнюхать, словом, исследовать. Это поможет развить ему остроту зрения и двигательные способности.
Для развития слуха щенка полезно периодически негромко включать радио или телевизор. Можно также, записав на магнитофон различные звуки, с которыми щенок должен познакомиться (стук, свист, треск, музыка, звуки окружающей среды, человеческая речь), воспроизвести их малышу. Это поможет формированию слухового восприятия у щенка.
Период социализации
Приблизительно к концу четвертой недели жизни щенок входит в период социализации, которые продолжается до двенадцатой недели. Предыдущие периоды характеризовались изменениями в основных сенсорных системах и моторике, а в этот период происходит быстрое развитие социального поведения щенка.
Сначала щенок начинает реагировать на человека или других животных, которые находятся рядом с ним, а также на издаваемые ими звуки. Все органы чувств в этот период уже полностью функционируют, способность к обучению значительно усиливается. Прорезаются зубы, и щенок пробует твердый корм.
Примерно в 4-5 недель начинается отъем от матери, который полностью завершается к 7-10 недельному возрасту. В возрасте 8-9 недель щенки по запаху мочи и фекалий выбирают себе определенное место для опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Это самое лучшее время для приучения щенка к чистоте в доме.
В начале периода социализации щенок очень охотно обследует новые предметы, его особенно привлекают движущиеся объекты. Жажда исследования побуждает щенков покидать свое "логово" и знакомиться с окружающими предметами. В процессе раннего общения щенков зарождаются также первые признаки социального поведения.
В этот период становится особенно заметно, как щенки начинают активно общаться друг с другом, с матерью и с теми, кто их окружает. С точки зрения формирования поведения и характера собаки, это наиболее важный период в жизни щенка. Именно в это время со щенком проще всего начать устанавливать взаимоотношения, на основе которых сформируются все основные особенности социального поведения взрослой собаки. Даже незначительное воздействие на щенка в этот период скажется на его поведении в будущем. От того, сколько и как общается щенок в этом возрасте, зависит, сможет ли он легко и свободно общаться со своими сородичами и с животными другого вида.
Кроме развития социальных связей, в этот период отмечается особая опасность получения психической травмы. Восприимчивость, необходимая щенку для формирования социальных связей, делает его одновременно очень уязвимым к психологическим травмам.
Щенка в это время легко испугать. Он особенно сильно реагирует на громкие звуки и резкие движения. Только со временем щенки начинают различать, какая ситуация была
опасной, а какая нет. В конце периода социализации щенки меньше обращают внимание на мать, а больше занимаются друг с другом.
Для того, чтобы щенки не боялись людей, их необходимо часто брать на руки (не все исследователи согласны с такими рекомендациями. - Прим.ред.) Но делать это надо бережно. Неосторожное обращение со щенками скажется на их отношении к человеку в будущем. На их поведение повлияет также все, с чем они столкнутся в этот период.
Подростковый период
Этот период включает время жизни щенка от завершения периода социализации до начала полового созревания (между 6 и 12 месяцами). К этому моменту способность щенка к обучению развивается полностью, постепенно совершенствуются навыки общения и движения. Общая активность возрастает, большую часть времени щенок посвящает исследованиям. В начале полового созревания подростковый период завершается, и начинается взрослая жизнь.
Щенки, изолированные от других собак на ранней стадии развития, имеют нарушения социального поведения.
Некоторые собаки в это время проходят дополнительную стадию развития органов чувств, во время которой они особенно восприимчивы ко всему происходящему вокруг. Они стараются избегать всего неизвестного и неприятного. Такие животные кажутся менее общительными и, в той или иной степени, робкими. (По мнению ряда исследователей, такое поведение у подростков служебных пород собак свидетельствует о пороках характера. - Прим. ред.) Необходимо тщательно следить за тем, как общается щенок, чтобы установить атмосферу доверия и поддержать желательные проявления социального поведения, Грубое наказание в это время, особенно провоцирующее агрессию, порожденную страхом, может непоправимо испортить характер животного.
Влияние изоляции
Если щенка в период социализации изолировать от других собак, то очень велика вероятность того, что во взрослом состоянии у него возникнут проблемы в общении со своими сородичами. Собака будет вести себя агрессивно в присутствии других собак или, наоборот, будет бояться их.
Щенки, изолированные от других собак на ранней стадии развития, занимают подчиненное положение по отношению к ним, у них меньше опыта, они с трудом осваиваются в новой обстановке. Социальное поведение у них нарушено, они не умеют играть, очень часто агрессивно-трусливы, у них возникают затруднения при вязке.
Отнимать щенка от матери раньше 7-недельного возраста нежелательно, потому что тогда щенки лишаются необходимого общения со своими однопометниками. Щенки, не имевшие в раннем возрасте достаточного общения с другими собаками, хуже вступают в контакт с животными другого вида, а также с человеком. Этот риск всегда присутствует при искусственном выкармливании осиротевших щенков. Щенки, полностью лишенные контакта с человеком в возрасте от 4 до 12 недель, боятся людей и их очень трудно воспитывать. Последствия такого лишения в редких случаях удается частично исправить, но чаще они полностью необратимы. Щенок, который мало общался с людьми до 12-недельного возраста и старше, обычно не может стать хорошим компаньоном, Такие собаки трусливы, агрессивны и плохо поддаются дрессировке. Они могут также проявлять
излишнюю общую возбудимость и двигательную активность при одновременном стремлении избегать общения. Щенки, находившиеся в период социализации в обедненной окружающей среде, где знакомство с предметами и звуками было ограничено, плохо приспосабливаются к новым условиям и с трудом обучаются.
Оптимальная социализация
Очень часто в популярной литературе вследствие неправильного перевода путают термины социализация и социальная адаптация. Термин "социализация" обозначает соцальное развитие, то есть развитие социального поведения щенка, иными словами, умения общаться с себе подобными. Термин "социальная адаптация" подразумевает более широкую трактовку. Им можно обозначать адаптацию щенка к жизни в человеческом обществе, то есть обучению правильным реакциям на всевозможные живые и неживые объекты- - Прим. ред.)
Для формирования у собаки нормального поведения необходимо, чтобы со щенячьего возраста она встречалась с большим числом самых разных людей в разных ситуациях.
Отличное средство облегчить социальную адаптацию "- кормление щенка. Щенка нужно знакомить с миром , "вооружившись" пакетом его любимых сухариков или другого лакомства. Как только щенок встречает что-то новое на своем пути и проявляет признаки беспокойства или нерешительности, нужно попросить его сесть и угостить кусочком лакомства. Когда щенок поймет, в чем заключается игра, то он сам начнет подходить к незнакомым людям, которых он боялся. Можно попросить их давать щенку кусочки, когда он подходит к ним. Точно так же нужно поступать и дома. (Заметим, что это всего лишь один из способов социальной адаптации. Для собак, которых планируют использовать для защитной или караульной службы, эта методика противопоказана. - Прим. ред.)
Социальную адаптацию необходимо проводить и по отношению к другим животным, однако делать это следует после того, как щенок пройдет курс вакцинации. Щенка лучше всего знакомить со здоровой привитой собакой, не зараженной экто- и эндопаразитами, которая не покидает своего участка и обладает общительным и дружелюбным характером.
Очень важно, чтобы адаптация была проведена до того, как щенку исполнится 12-14 недель, однако очень важно также, чтобы щенок продолжал знакомиться с окружающими в течение всего первого года жизни. Для правильного воспитания щенка очень полезно посещать с ним специальную группу на дрессировочной площадке.
Щенка можно начинать обучать в домашних условиях с 8-недельного возраста, а посещать занятия в группе лучше после проведения вакцинации. По этому поводу желательно посоветоваться с ветеринарным врачом.
Познание мира
Поскольку щенки не появляются на свет с готовыми знаниями об окружающем их мире, наша задача познакомить их с ним, правильно их воспитать и добиться взаимопонимания.
Щенок, который мало что видит вокруг себя, плохо ориентируется в новой ситуации, поэтому очень важно начать его воспитание с самого раннего возраста. Щенка необходимо познакомить с пылесосом и другими бытовыми приборами, автомобилями, мотоциклами, велосипедами и многим другим. Если у него не будет возможности видеть
все то, что станет частью обстановки в течение всей его жизни, он вырастет пугливым и неуверенным в себе. При знакомстве щенка с объектами важно, чтобы они не доставляли ему неприятных ощущений. Если его регулярно брать с собой ненадолго в разные места, то он постепенно привыкнет к новым предметам, звукам, запахам, что поможет ему преодолеть робость и установить контакт с вами. Например, если щенок боится ездить на автомобиле, то его необходимо часто понемногу возить в машине (Весьма спорная рекомендация. Существуют специальные методики приучения собак к езде в автомобиле. - Прим.ред.) Впоследствии он убедится, что ничего плохого для него в этом нет, и будет спокойно относиться поездкам.
Социальная адаптация должна быть проведена до того, как щенку исполнится 12-14 недель, однако очень важно, чтобы щенок продолжал знакомиться с окружающими в течение всего первого года жизни.
Когда щенок находится в спокойном состоянии, осмотрите его, как будто вы ветеринарный врач: ротовую полость, уши, прощупайте разные части его тела. Если вашему питомцу необходим частый уход за шерстью, начинайте приучать его к щеткам и расческам с самого раннего возраста. Можно делать это во время кормления, когда он полностью поглощен едой. Если вы заметите, что он очень боится чего-то, то не настаивайте, лучше отложите знакомство с этим предметом на следующий раз и в более благоприятной обстановке. Для отвлечения щенка дайте ему лакомство. Постепенно щенок"дозреет"до того, чтобы спокойно воспринять то, что казалось ему страшным. Никогда не утешайте и не хвалите испуганного щенка, потому что, таким образом, вы поощряете то, что пытаетесь устранить (весьма спорная рекомендация, Существуют методики купирования страха у собак, и одна из них изложена выше. См. главу "Социальная адаптация". - Прим.ред.). Запишите на магнитофон и воспроизведите те звуки, с которыми щенок не может познакомиться в вашем доме, но к которым он должен относиться спокойно.
Раннее воспитание
Не дожидайтесь, пока щенок вырастет, чтобы начать его воспитание, Маленький щенок очень быстро все воспринимает и, затягивая с обучением, вы только осложните в дальнейшем свою задачу. Лучше обучить его тому, что вам необходимо, чем дожидаться, когда начнется курс специальной дрессировки. При ежедневных занятиях потребуется совсем немного времени, чтобы обучить щенка основным командам, но очень важно, как вы будете проводить уроки.
Обучение маленького щенка основным командам послушания имеет ряд важных преимуществ. Это поможет внушить ему, что вы - лидер, облегчит контроль над питомцем и отчасти послужит орудием социальной адаптации.
Уроки социальной адаптации и воспитание щенка в первые три месяца жизни чрезвычайно важны. Вашему питомцу нужно не только правильное кормление и уход. Для того чтобы собака выросла здоровой как физически, так и психически, вы должны удовлетворять ее потребности б общении.
Итак, здесь приведены только основы воспитания щенка, очень многое вы узнаете во время общения со своим питомцем. Помните главное: чтобы получать удовольствие от собаки и сделать ее жизнь и жизнь окружающих безопасной, с самого раннего возраста щенка необходимо воспитывать, направляя его действия в правильное русло.
Вейн ХАНТХАУЗЕН
Перевод с английского О. М.

Источник: http://cozitova.narod.ru/schenki/cozitova/stadii_razvitiya_schenka/